Уважаемые Единомышленники
Пришло время, поставить точки над «I» в истории проекта создания, региональной Народной авиакомпании. Пришло время, дать соответствующие комментарии, проинформировать о причинах задержки и о препятствиях возникших на пути создания авиакомпании.
С чего все начиналось?
В мае 2010 года, большая группа граждан, жителей Калининградской области, преимущественно бывшие работники ОАО «КД авиа». Группа Единомышленников, решили создать социально ориентированную , региональную авиакомпанию. Способствовало этому решению, достаточно глубокое знание предмета, множества профессиональных специалистов. Способствовало этому решению, не корыстное начало а готовность , граждан, добровольно , помочь правительству региона, исполнить указания Президента России , исполнить возложенные на правительство региона задачи по развитию инфраструктуры и транспорта по привлечению инвестиций.
Прежде чем, сделать свое предложение Правительству региона, рядом специалистов, были произведены оценки последствий гибели, региональной авиакомпании. Было изучено состояние рынка авиаперевозок в регионе и не только. Был организован диалог с несколькими существующими авиаперевозчиками России. В следствии предварительной подготовки предложения, инициаторы проекта установили, что наличии региональной авиакомпании, по сути единственная возможность разрешить вновь возникшую проблему транспортной доступности региона. Были приняты во внимание, мнения и пожелания, предпринимателей и экспертов в туристической отрасли. Над самим проектом и над предварительной оценкой сложившегося положения в региональной авиации, работали так же оценщики инвесторов, финансисты .
Другой , более мотивационной причиной, для ряда граждан принимавших решение о создании проекта . Было элементарное желание, жить и работать по месту прописки а главное по призванию . У другой группы граждан, поддержавших проект, мотивация была совершенно иной. Мотивация поддержать создание региональной авиакомпании, для более чем 5000 тысяч граждан, основывалась на элементарном желании не переплачивать лишних денег, желанием комфортно и за доступную цену? путешествовать без неоправданных, нелепых, пересадок в аэропортах Москвы и Санкт –Петербурга.
Основной массе граждан, поддержавших проект , хочется достойно жить и иметь равные права со всеми гражданами большой России. Огромной массе людей, до чертиков надоело, прибывать в зависимости от коммерческого аппетита , «авиамонополистов» которые, мало того что принуждают всех жителей региона ездить по стране за баснословные и не оправданные цены, так еще и принуждают переплачивать за транзитное перемещение.
Предложение сделанное правительству региона, так же основывалось еще на двух факторах.
В первую очередь, давно не секрет что еще в 2009 году в бюджет региона поступили 4 миллиарда целевых денежных средств. Из которых не один рубль, не был потрачен по назначению, т.е. на поддержку проекта ХАБа и региональной авиакомпании, что полностью противоречит , ряду правительственных соглашений в том числе соглашений достигнутых, на межправительственном совещании 1 апреля 2009 года. Которое состоялось в Калининграде в аэропорту . В этом совещании, принимали участие, Полпред президента И.И.Клебанов, экс-Губернатор Кал.Обл. Г.В.Боос, министр транспорта Российской Федерации, Зам.председателя Правительства России С.Б.Иванов и другие важные персоны. На этом совещании, было принято достаточно внятное, недвусмысленное, решение, перечислить 4 миллиарда рублей в пользу региональной авиакомпании и международного аэропорта. Важно отметить, что тогда И.И.Клебанов, сам лично, информировал всех участников совещания, что основным кредитором ОАО «КД авиа» , является банк «Санкт –Петербург» и что именно в его адрес надлежит перечислить все 4 миллиарда рублей. Которые в свою очередь направит их в авиакомпанию и на эти деньги достроит аэропорт. По сути, И.И.Клебанов, определил обязательства по федеральным средствам.
Далее 4 миллиарда, мягко говоря растворились а вместо строительства аэропорта и развития авиакомпании, банк «Санкт-Петербург», нанял и афелировал с собой ряд представителей, физических и юридических лиц. Которые по сути, предприняли рейдерский, не дружественный захват предприятия. В следствии их действий, возник не только социальный взрыв. С новой силой обострилась , транспортная проблема анклавного региона.
Во вторых, предложение основывалось, на понимании. Что правительство региона, так же оказалось в неловком положении. Явным являлся факт, что все правительство региона во главе с Губернатором Боосом и потом Цукановым, затрудняется справиться с задачами поставленными Президентом и Гражданами. С требованием развивать а не разрушать, транспортную доступность Калининграда и области. С 2009 года правительство несколько раз, безуспешно вступало в переговоры с возможными интересантами, потенциальными инвесторами. Но кроме громких заявлений, никаких наглядных подтверждений о наличии инвестиционной активности не было. Мистическое исчезновение аж 4 миллиардов рублей, значительно усложнило любые возможности, создать привлекательную атмосферу для инвесторов. Кроме того, уж слишком громкой стала проблема, долга по зарплате и как следствие арест всего имущества аэропорта.
Подводя итог выше сказанному , было принято решение, разработать проект региональной Народной авиакомпании. И придти к правительству региона с концептуальным и хорошо подготовленным предложением о сотрудничестве.
Первый сценарий.
Сразу после 10 июля 2010 года, под эгидой АНО «Новый Мир» началась активная фаза подготовки проекта. Были созданы 5 рабочих групп, участники которых, должны были основываясь на профессиональных знаниях и опыте прошлой работы, создать, написать план создания и развития авиакомпании. На самом деле, это оказалось не легкой задачей.
Разработка предложения, заняла порядка месяца. В ходе этой работы, было создано оптимальное расписание полетов, подготовлены основные необходимые документы, для начала работы. Проведена оценка стоимости затрат на создание региональной авиакомпании. Проведены переговоры с лизингодателями. Найдены оптимальные поставщики запасных частей, инструментов, поставщики ГСМ и топлива. Составлен финансовый анализ по развитию авиакомпании. Установлено точное количество , имеющихся в наличии подготовленных специалистов. Составлен план финансового развития на пять лет вперед. Был создан сайт, полностью разработанный для запуска сайта будущей авиакомпании и временно посвященный проекту. Неоднократно осуществлялся опрос граждан. В результате опросов, было установлено мнение граждан о необходимости создания региональной авиакомпании. Было проведено несколько неформальных встреч и бесед с депутатами и представителями правительства региона, на которых было получено подтверждение намерений правительства, решить транспортную проблему граждан. Была распространена, агитационная литература в поддержку создания социально ориентированной региональной авиакомпании.
В рамках логики первого сценария, предполагалось, предоставить правительству региона, соответствующий письменный проект, включающий в себя бизнес план. Предполагалось, призвать региональное правительство к участию в создании проекта, по средством совместного инвестирования . Возможность денежного участия правительства региона, допускалась вплоть до блокирующего пакета акций. Предполагалась общая сумма инвестиции, привлекаемых в течении 3 лет в объеме двух миллиардов рублей. С учетом наличия у правительства как минимум 3 миллиардов целевых средств. Предполагаемым вкладом правительства, могли быть 700 миллионов рублей.
К моменту официальной передачи нашего предложения правительству региона, были проведены предварительные переговоры с крупными инвесторами, банками. Более 1.5 тысяч граждан, согласились купить акции региональной авиакомпании. В общей сложности, акционеры физические лица, были готовы вложить 11 миллионов рублей в акции будущего предприятия. А ряд солидных инвесторов, проявили очень активный интерес к нашей разработке.
Предложение было передано Правительству региона, 19 августа 2010 года .
К сожалению, на этот же период времени выпали и другие не простые испытания в жизни нашего региона. Вдруг, возникла явная политическая не стабильность, проще сказать полный хаос. По причине, переназначения Губернатора на новый срок. В этот период времени, правительство региона воздержалось от принятия конструктивных решений. Однако, представители правительства сделали ряд обнадеживающих и громких заявлений в поддержку народной инициативы создания региональной авиакомпании.
Немаловажным является еще и тот факт, что буквально через несколько часов после сделанного в г. «Коммерсант» официальном заявлении о начале работы нашего проекта. Глава Россавиации Нерадько, сделал по сути оскорбительное и паническое заявление, о том, что Калининграду не нужна своя авиакомпания и международный аэропорт. На следующий день после этого, И.И.Клебанов сделал заявление о том, что предложит федеральной власти предоставить жителям региона, льготные авиабилеты по направлениям Москва и Петербург. Более того он даже обещал решить проблему в десятидневный срок. Но уже к 20 августа 2010 , стало понятным, что сделанные Клебановым заявления, лишь поколебали воздух. Цены благополучно продолжили возрастать. В это же время, обострилось противостояние двух внутриполитических сил, боровшихся за Губернаторское кресло. И в этом случае, без участия Клебанова не обошлось.
Политическое положение в регионе, заставило инициаторов проекта, подолгу ждать реакций представителей правительства. Но и поступавшие реакции от правительства внятными было сложно назвать. Представители правительства всячески отнекивались от наличия полученных ранее 4 миллиардов и ссылались на то, что мол деньги эти не целевые. Никто не давал подтвержденного документально ответа, о том, куда дели федеральные 4 миллиарда рублей? . В августе, правительство региона, опосредованно дало понять, что будут готовы вложить до 500 миллионов рублей. Но т.к. известие пришло к инициаторам проекта, действительно опосредованно. То было принято решение, попросить правительство региона, официально подтвердить свою готовность, вложить или гарантировать кредиты, на 500 миллионов рублей. Что примечательно, о именно таком финансировании, региональной авиации, депутаты региональной думы, принимали решение на бюджет 2009-2010 гг. Т.е. правительству, следовало исполнить принятое им же, ранее, решение о выделении 500 миллионов в пользу региональной авиации.
В итоге, колебаний правительства региона, затягивание сроков с решениями. Инициаторы проекта, потеряли 3 крупных инвесторов, не пожелавших далее ожидать когда у регионального правительства проснется сознание. И когда, наконец правительство сделает, хоть один официальный шаг на встречу.
Дело в том, что существующие и прошлые инвесторы, готовые принять участие в создании региональной авиакомпании. Понимают, что наличие региональной авиакомпании, не только капитализирует региональный аэропорт и способно принести стабильную прибыль. Инвесторы понимают, что в случае с Калининградом, наличие региональной авиакомпании, это по сути исполнение социальной и политической задач, что собственно и является значимым гарантом выживания региональной авиакомпании в современных условиях сложившихся на Российском рынке авиаперевозок. Инвесторы, отдают себе отчет в том, что взятый правительством курс на монополизацию всего Российского рынка авиаперевозок и уничтожение средних и малых авиакомпаний. Не позволяет гарантировать их вклады. Соответственно, участие правительства региона в качестве соучредителя, действительно способно гарантировать безопасность не только государственных но и других вложений. Что немаловажно, участие правительства региона, способно во многом способствовать темпу развития региональной авиакомпании.
Все это означает только одно, одно условие, которое поставили все инвесторы. Участие регионального правительства в создании проекта авиакомпании.
Сценарий второй
Все мы помним что в сентябре , был назначен новый Губернатор Кал.обл. Н.Н.Цуканов. Не для кого не секрет, переговоры о проекте создания региональной авиакомпании, велись с Н.Н.Цукановым еще до его назначения на новую должность. В начале октября, новый Губернатор, сделал сразу несколько заявлений в отношении будущей программы работы правительства региона. Одной из главных задач, Цуканов считал решение проблемы транспортной доступности, сначала по средством мифического плана о льготных авиабилетах. Потом Цуканов признал, что требуется создание региональной авиакомпании. Подобное заявление Губернатора, вызвало интерес в среде инвесторов нашего проекта. Появилась некая надежда на адекватное видение и самостоятельное мышление нового Губернатора. Постепенно возникло новое предложение , сначала к инициаторам проекта по созданию авиакомпании а потом к правительству региона.
Ряд бывших инвесторов КД авиа, представленных рядом известных банков, предложили новую концепцию решения транспортной проблемы региона. Их предложение, оказалось более масштабным, чем просто создание региональной авиакомпании. Банкиры предложили, полностью возродить проект ХАБа, достроив аэропорт и возродив свою компанию, оператора наземного обслуживания и возродить проект именно КД авиа. Тем более что у банкиров по настоящее время, остались в наличии ряд коммерческих прав КД авиа, облигации КД авиа, имущество КД авиа. А в пользу работников арестовано остальное имущество, не являющееся заложенным. Все это, разве не инвестиция?
В ходе контактов с банкирами, проводились переговоры даже в рамках интернет конференции . Было достигнуто понимание. Что несколько банков, бывших кредиторов КД авиа, становятся гарантами и берут на себя исполнения сразу трех задач. Выплату 2 миллиардов рублей, банку «Санкт –Петербург» в виде отступных . Выплату долга по зарплате. Финансирование возрождения проекта ХАБа и КД авиа. А кроме этих двух задач выше упомянутые инвесторы, готовы финансировать проект социального жилья в виде нового жилищного поселения в п.Матросово , масштаб строительства 6000 квартир. Финансирование строительства туристической зоны. Все выше перечисленное оценено в 100 миллионов долларов. В рамках предложения о столь крупном инвестиционном вкладе, от правительства региона, уже не требовалось какое либо денежное участие . Требовалось проявление, четкой политической воли, административное участие, переговоры с главами банков инвесторов. Еще одним важным условием, был временной фактор, дело в том, что подобное предложение банкиров, основывалось на том, что в октябре 2010 года, было не поздно ввести в КД авиа процедуру оздоровления или продлить процедуру наблюдения. Для того чтоб, подобное решение было принято, правительство региона, не должно умалчивать свое участие в деле КД авиа, в качестве одного из кредиторов с правом голоса свыше 300 миллионов рублей. Именно этого, незначительного количества голосов , не хватит нашим банкирам, на собрании кредиторов 21 октября. Для того, чтоб остановить вакханалию члена группировки рейдеров Виктора Костомарова и его жены. Для того, чтоб позволить добросовестным кредиторам, возродить системообразующий проект.
К сожалению, новый губернатор, Николай Цуканов и министр инфраструктуры и транспорта. Слишком долго, сводили к нулю , возможность получить реально крупные инвестиции в разумный срок. Слишком долго, откровенно валяли дурака , требуя от инициаторов проекта, предоставить еще более развернутый бизнес план создания авиакомпании. Слишком долго, к примеру, руководителю банка «Инвест» пришлось, ожидать встречи с Губернатором.
Лично мне, Шацкому Александру, пришлось неоднократно стать свидетелем, не внятной позиции правительства региона. Мне довелось увидеть своими глазами и услышать своими ушами, все сделанные правительству предложения о инвестировании.
В определенный момент, правительство продемонстрировало ко мне определенное недоверие, засомневалось, что я действительно способен пригласить крупных инвесторов. Это и понятно, вроде как простой «смертный» какой то, мало известный общественный деятель. Не олигарх , не родственник высоких чинов, не хозяин бизнеса, даже не депутат. Я отнесся с пониманием, к подобным сомнениям. И решил пригласить на встречу с Губернатором, человека, который не только действительно представляет вышеупомянутых инвесторов, но и сам более любого другого , знает как организовать сам проект возрождения и предоставить подтверждение наличию инвесторов.
9 ноября 2010 года, после того как я несколько раз просил Губернатора встретиться со мной и представителем инвесторов, до назначения процедуры банкротства . После того, как работники приемной губернатора , откровенно попытались сорвать встречу. Нам удалось, встретиться сначала с Рольбиновым а потом и с самим Губернатором.
На протяжении всего дня, который мы провели в ожидании этой встречи, можно было наблюдать различные признаки, того что нам мягко говоря не рады. Почему, отнеслись к нам подобным образом?, я точно не знаю, я знаю что на эту встречу Губернатор пришел, заведомо готовым, отказаться от любых предложений. И выражалось это в том, что с первой минуты, Цуканов дал понять, что он не готов слишком сильно вникать в механизмы решений проблемы возрождения ХАБа и авиакомпании. Что ему безразлично , кто и как решит проблему транспортной доступности. Подобная позиция, не позволила Цуканову , понять, что не каждый день, ему будут предлагать решить социальную проблему комплексно м чужими руками, что до сих пор, не один инвестор, не сделал правительству предложение даже на миллион долларов инвестиций в региональную авиацию. Кроме того, на беседе стало понятно, Цуканов не удосужился, лично рассмотреть переданное правительству региона, еще в августе, детальное предложение. Зато Губернатор задал Рольбинову один резонный вопрос, видел ли Рольбинов какие либо договора подтверждающие , готовность банка «Санкт –Петербург» , инвестировать деньги в строительство аэропорта . Рольбинов ответил отрицательно.
По окончанию встречи, стало понятно, что в действительности Правительство не слишком заинтересовано, принимать участие в проекте в котором не предложен, как говориться «откат» а обозначаются только частные инвестиции и решения политических и социальных задач. По всей видимости, Губернатор не слишком придерживается стремления к инновационной экономике и к реформам направленным на самостоятельное развитие общества. Ну и конечно же, зачем Губернатору, брать хоть какую то ответственность, если в цене вопроса, заложены только инвестиции и прибыль . В данном случае, не будучи специалистами в авиационной отрасли, не удосужившись реально ознакомиться с нашими предложениями. Правительство, дипломатично, ушло от участия в проекте возрождения как ХАБа так и авиакомпании. По сути, правительство в очередной раз, ушло от конкретных шагов, решений, действий. А это в свою очередь, отпугнуло наших инвесторов, которые совершенно справедливо, не считают целесообразным и тем более справедливым, вкладывать деньги в очередное решение социальных и политических задач, не разделяя бремя участия и ответственности с теми, чьей служебной обязанностью является исполнение этих задач.
Заключение
Уважаемые Единомышленники, Коллеги, Друзья, вы конечно вправе осудить меня за мое мнение. Ваше право, тем не менее, лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Я Шацкий Александр, являюсь одним из инициаторов проекта региональной авиакомпании. Я смог добиться внимания со стороны правительства региона к нашему проекту. Я исполнил все просьбы и пожелания, представителей власти на пути к созданию региональной авиакомпании. Я постарался сделать все, что было в моих силах, для того, чтоб предоставить жителям региона, эффективное и стабильное решение транспортной доступности и свободы передвижения. Я сделал все что от меня зависит, для того чтоб трудоустроить по профессии 350 специалистов и вернуть домой в семьи, еще столько же людей, которые покинули регион ввиду отсутствия предложений о работе по профессии. Я сделал все что в моих силах, для того, чтоб у потенциальных инвесторов возник интерес к проблеме региональной авиации. И благодаря вашей помощи и поддержки у меня многое получилось!
К сожалению , я не смог сделать Губернатора и правительство, более живыми, более настоящими, я не смог приблизить правительство к работе над социальной и транспортной проблемой.
Я смог убедиться в том, чем в действительности руководствуются региональное правительство и федеральная власть. И мне это не понравилось, я не принимаю такую власть и не готов более инициировать с ней переговоры, направленные на созидание. Как говорил, один известный человек, « я с террористами переговоров не веду».
На самом деле, несмотря на титанические усилия , добрую волю, успешное предложение от граждан. Об это все, Губернатор и его исполнители, успешно вытерли ноги, открыто продемонстрировали безразличие и полную политическую зависимость от федерального центра. Такое чувство, будто никто в правительстве региона, не открывал к примеру, жилищный кодекс. Не читал ничего о муниципальной и региональной самостоятельности. У меня сложилось впечатление, будто Губернатор впрямь зависит от мнения и указаний свыше. Будто он вовсе не способен, принимать самостоятельных решений и брать за них ответственность. Вот и получается, что согласно заявлениям правительства, они рьяно ищут инвесторов и ратуют за создание авиакомпании в регионе. А на само деле, прибывают в полной зависимости от указаний свыше. Да и в принципе, мне показалось что с инвесторами и инвестициями, Губернатор вовсе не умеет обращаться , наверное поэтому он постоянно все сбрасывает на различных помощников да исполнителей.
Вместо разрешения затянувшегося социального коллапса с долгами по зарплате, со стороны Губернатора, было озвучено недвусмысленное безразличие. По-правде сказать открытое наплевательское отношение. Вместо поддержки от правительства региона, вместо заключения договора о сотрудничестве с АНО «Новый Мир» в части создания региональной авиакомпании. И как следствие получение внятной , самостоятельной инвестиции в размере 100 миллионов долларов. Вместо реального решения, проблемы цен на авиабилеты и транспортной доступности, привлекательности региона и его капитализации. Губернатор предпочел, оказаться с протянутой рукой у федерального центра и выпрашивать дотации авиабилетов. Чем в настоящее время спровоцировал, временный интерес существующих авиакомпаний. Заявления о выделении 780 миллионов рублей на реализацию датирования льготных авиабилетов для жителей региона. Заставили, ряд авиакомпаний , продемонстрировать свою готовность, стать на какое то время, эдаким, социально ориентированным авиаперевозчиком. Понятно, речь не идет о стабильном решении, речь идет о очередной пайке из федерального бюджета региону. Губернатор, делает вид, что не понимает, что подлинная стоимость, активов КД авиа, достаточно высокая. Губернатор считает, что 100 миллионов долларов, слишком большая инвестиция для аэропорта, авиакомпании и строительства социального жилья. Мне не кажется, для перечисленных задач 100 миллионов долларов, это и есть необходимый объем инвестиций. По мнению Цуканова, за 5 миллионов долларов, он отступит от существующего аэропортового комплекса, 50 метров и сможет построить новый, международный аэропорт, включая взлетную полосу. И вот до тех пор, пока не найдется вменяемый помощник, который образумит губернатора, поможет ему с математическими подсчетами . В правительстве региона, будут считать , что инвестиция предложенная нами, слишком велика.
На основании вышеизложенного, как руководитель проекта, я объявляю о приостановлении, работы над проектом по созданию региональной Народной авиакомпании. До полного прояснения отношения правительства региона к предложенным нами инвестициям. Элементарно не понятно, правительство нуждается в инвестициях или исключительно претендует на очередной федеральный паек подлежащий распилу?.
Уверен, ближайшее время, расставит все по местам и разработанный Гражданами проект и найденные инвестиции, будут востребованы а люди окажутся трудоустроены по профессии. Сам проект не закрывается. Просто должно пройти время…….
Спасибо Вам за участие, терпение и внимание.
Шацкий Александр
|